Государственные регалии, являвшиеся когда-то обязательной частью церемониала пышных царских выходов и венчаний на царство, торжественных и важных посольских приемов, - немые свидетели далеких времен, участники многих, исторически значимых событий. В Оружейной палате находится сегодня самая большая, из сохранившихся в Европе, коллекция древних символов государственной власти.
Знаменитой шапкой Мономаха венчались на русский престол все цари до Петра 1. Шапка восточной работы конца 13- начала 14 века. Состоит из 8 золотых пластин, украшенных напаянной изящнейшей сканью, узор которой образует шестиконечные розетки-звезды и цветок лотоса. Первоначально шапка имела жемчужные и золотые подвески. Позднее русские мастера добавили драгоценные камни, жемчуг, половинчатое яблоко с крестом, мех соболя. Вес шапки 698 грамм - венец очень легкий, хотя Пушкин и писал про него: "Тяжела ты, шапка Мономаха".
По преданию шапка была прислана византийским императором Константином Мономахом своему внуку, русскому князю Владимиру. Правда, у легенды есть несоответствие: Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал киевским князем, но шапку могли прислать в дар из Константинополя и после смерти императора. Легенда эта всячески поддерживалась, т.к. она подтверждала версию о преемственности власти русских князей от византийских императоров. Историк К.В. Базилевич предположил, что шапка была подарена Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком. По обычаям того времени, русские князья ездили в Золотую Орду с дорогими подарками и в ответ получали не менее ценные вещи. Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последней раз этой шапкой венчались в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя - Иван и Петр. Иван, как старший, венчался шапкой Мономаха, а для Петра московскими мастерами была изготовлена шапка Мономаха второго наряда. Она похожа по форме на первую, но значительно уступает ей по художественным достоинствам. По существовавшему положению шапку Мономаха одевали один раз в жизни - во время венчания на царство. Для других торжественных моментов каждый царь имел свою собственную нарядную шапку - венец. Венцов могло быть несколько и, в зависимости от значимости события, царь надевал ту или иную шапку.
Но какой -же царь без трона! Единственный в мире Двойной трон, выполненный из 300 кг серебра с позолотой в 1682 году для венчания на царство сразу двух царей, двух братье: пятнадцатилетнего Ивана и десятилетнего Петра (Петра 1). В русской истории 17 века сложилась уникальная ситуация: после смерти царя Алексея Михайловича и его старшего сына Федора следующим царем должен был стать следующий по старшинству Иван. Но он не отличался ни умом, ни здоровьем. Тогда решено было венчать на престол еще и Петра. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место - для наставников царей. Чаще всего его занимала их старшая сестра Софья, для своего времени особа весьма образованная. Во время приемов иностранных послов она подсказывала Петру, как наиболее смышленому, ответы на вопросы заморских представителей. Послы не раз дивились сообразительности десятилетнего русского царя. Среди разнообразных украшений этого трона выделяются серебряные и золоченые пластины с чеканными фигурами грифонов, единорогов, барсов и львов. По средневековой символике это знаки силы и власти.
Ювелирные изделия фирмы Фаберже
В 19 в. производство золотых и серебряных изделий в Москве и Петербурге сосредоточилось в крупных фирмах. Появляются механическая полировка серебра, золочение гальваническим способом, штамповка. Крупнейшей фирмой была фирма Фаберже. В Оружейной палате хранится около 300 изделий фирмы Фаберже. Фирма была основана в Петербурге в 1842 Густавом Фаберже, предки которого в 1685 году покинули Францию. Всемирную славу она приобрела при его сыне Карле, который обладал художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, привлекал первоклассных мастеров. В мастерских работало около пятисот человек, было пять отделений - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Главным мастером был талантливейший ювелир-самоучка Михаил Перхин - крестьянин по происхождению. Он в 1886 открыл свою мастерскую и работал в основном для фирмы, но имел право ставить свое клеймо.
Среди церковных праздников на Руси особо почиталась Пасха. Фаберже придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Он получал заказы на их изготовление от императорского двора. Первый такой подарок был сделан в 1885 по заказу Александра 3. В Оружейной палате сегодня хранятся 10 пасхальных яиц.
Яйцо - Крейсер "Память "Азова". - 1891, Михаил Перхин. Яйцо из темно-зеленого гелиотропа, украшенное золотыми завитками, усыпано бриллиантами. Внутри - точная золотая модель крейсера "Память Азова" на нежно-голубой аквамариновой пластине, имитирующей воду.
Яйцо - часы - 1899, Михаил Перхин. Тулово золотой вазы с букетом лилий покрыто эмалью по резному фону. Оно разделено по вертикали на двенадцать долей. Бриллиантовая стрелка неподвижна, вращается лишь белая эмалевая лента циферблата.
Яйцо с моделью сибирского поезда - 1900, Михаил Перхин. Серебряное яйцо, поддерживаемое 3 грифонами. На тулове выгравирована карта построенных и строящихся участков Сибирской магистрали Челябинск-Владивосток. Верхняя и нижняя часть яйца покрыта зеленой эмалью. Внутри - золотая модель поезда для Сибирской магистрали. На вагонах надписи: "1-го класса", "2-го класса", "для курящих", "для дам", "для мужчин", вагон-церковь и вагон для почты. Паровоз из платины, фонарик из рубина, окна вагонов из горного хрусталя. Внутри заводной механизм и ключик к нему. Поезд мог передвигаться на расстояние 1,5-2 м.
Яйцо-"клевер" - 1902, Перхин. Часть листьев заполнена прозрачной зеленой эмалью, а другая сплошь покрыта мелкими бриллиантами. Между листьями вьется алая рубиновая лента. Прозрачная эмаль смотрится как витраж. Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями, чистыми по цвету и интересными по технике исполнения. Мастера умели создавать эффект переливающихся эмалей - на предмет наносили пять-шесть слоев и каждый обжигали. Мастера использовали при изготовлении эмалей до пятисот цветов и оттенков. В 1916 лучший французский эмальер Гуйон на просьбу сына Карла Александра Фаберже обучить его эмальерному делу воскликнул: "Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге".
В 1903 М. Перхин умирает. Главным ювелиром фирмы становится финн Генрих Вигстрем- ученик и помощник М. Перхина, тоже получивший право ставить свое клеймо.
Яйцо "Московский Кремль" - 1904. В память посещения императорской семьей пасхальных праздников в Москве. Это музыкальная шкатулка, выполненная в виде стилизованной модели Московского Кремля. В центре - купол Успенского собора, если заглянуть внутрь в окошко храма, то увидим иконостас Успенского собора. Яйцо с портретами детей Николая 2 - 1908. Г. Вигстрем. Украшено пятью детскими портретными миниатюрами на кости. Внутри - модель Александровского дворца в Царском Селе. Цветное золото передает характер парка перед дворцом.
Яйцо с моделью яхты "Штандарт" - 1909, Г. Вигстрем. Яйцо из горного хрусталя, поддерживаемое дельфинами из ляпис-лазурита. На золотой раме два геральдических орла из лазурита. Внутри - золотая модель царской прогулочной яхты "Штандарт". Фигурное основание украшено эмалями и бриллиантами.
Яйцо с моделью памятника Александру 3 - 1910. Выполнено из горного хрусталя вслед за открытием в Петербурге в 1909 памятника Александру 3. Платиновая сетка с мелкими алмазами наброшено на тулово яйца. Из платины и двуглавые орлы. Памятник золотой на постаменте из ляпис-лазурита.
Яйцо "Трехсотлетие дома Романовых" - 1913, Вигрстем. Яйцо украшено 18 миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии и установлено на подставке из 3 геральдических орлов, закрепленных на копии государственного щита, выполненной из пурпурина. Внутри - вращающийся стальной глобус, на котором дважды помещено золотое изображение Северного полушария с границами России в 1613 и 1913 гг.
Яйцо с миниатюрой на мольберте - 1916, Вигстрем. Яйцо выполнено из стали с подставкой в виде 4 снарядов. Произведение очень лаконично и соответствует суровому военному времени. Внутри - миниатюра, где изображен Николай 2 с царевичем Алексеем на позициях русской армии.
Помимо пасхальных подарков фирма занималась изготовлением и других ювелирных изделий, часть которых можно видеть в витрине.
|